Кочевники на Южном Урале
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Попробуем в кратце рассмотреть основные этапы ранней истории Южного Урала применительно к воздействию на нее со стороны различных кочевых народов.
В раннем железном веке, с VII в. до н. э. — IV в. н. э. по всему Южному Уралу, включая и южные районы центральной и степной части Башкортостана, обитали ираноязычные кочевые скотоводческие племена — скифы, носители величайшей мировой культуры. Скифские миграции на Южный Урал увязываются с моментом возвращения скифов из походов на Ближний Восток в конце VII в. до н.э. и повторного освоения ими ранее завоеванных земель. Приуральские степи были лишь небольшой частью их кочевой территории. О них прекрасно знали античные и древнеперсидские авторы. Это был так называемый период "скифской эфохи". Анализ предметов материальной культуры подтверждает вывод об участии скифов в генезисе культуры ранних кочевников Южного Приуралья. К моменту зарождения культуры ранних кочевников региона практически во всех категориях инвентаря фиксируются скифские истоки. В первую очередь это положение касается предметов вооружения и конской узды. Не исключен скифский вариант происхождения некоторых типов лепных сосудов и бронзовых зеркал. Близость скифов к культурным очагам тогдашнего мира раньше ввела их в общую жизнь и приобщила отчасти ко всеобщей культуре.
Сарматы
Сарматы выступили на место скифов и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки, родственные также и скифам. Ученые предполагают, что племена сарматов пришли на Урад с территории современной Монголии, через Алтай и Казахстана. Позднее сарматы ушли с Южного Урала. Легенда о происхождении сарматов, переданная Геродотом, гласит, что они произошли от брака скифских юношей и воинственных женщин "амазонок" и что "савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно". Основным занятием сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Имеется немало оснований предполагать наличие у сарматских племен примитивного земледелия, которое играло подсобную роль. В 2007 году в поселке Кичигино Увельского района Челябинской области были обнаружены уникальные украшения скифо-сарматского периода. Это первая археологическая находка такого масштаба на территории Южного Урала. Археологи обнаружили захоронение знатного сарматского рода, в том числе могилу древней жрицы. На месте ее погребения найдены вещи сарматской культуры: золотая гривна-диадема, браслеты, бусы, бронзовый сосуд. Вероятно это было воинское стойбище. В могильниках археологи нашли скелеты сарматских воинов, в том числе и женские. Это доказывает, что в сарматских племенах были легендарные женщины-амазонки. В ногах у них захоронены колчаны со стрелами.
Гунны
В IV в. н. э. на Южном Урале появляются тюркоязычные гунны. Это произошло, когда они двинулись в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. Это массовое передвижение гуннов на запад дало толчок так называемому Великому переселению народов. Гунны - народ, образовавшийся во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны, подошли к Константинополю и Риму. Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях объединенными силами римлян, франков и вестготов, бургундов, саксов. После смерти Аттилы обширное и непрочное государственное образование гуннов распалось.
Авары
Вслед за гуннами в VI в. в Приуральские степи вторглись авары - большой племенной союз, главную роль в котором играли тюркоязычные племена. Авары - одно из наиболее ранних исторически засвидетельствованных монгольских племён. Русские летописи называют авар - обрами. Относительно немногочисленные, они жили грабежами и завоеваниями. Авары, в результате распада гуннской монархии, двинулись в Европу через Приуральские степи. В VI веке они образовали между Дунаем и Карпатами государство Аварский каганат, которое регулярно совершало набеги на земли славян, булгар, чехов, франков и в Византию. Интересно, что среди самих аваров-монголов значительную часть составляли «нирунские» роды, отличавшиеся ярко выраженными признаками европеоидной расы. В более позднее время, в Монгольской империи, созданной Чингисханом, нируны считались привилегированной прослойкой. При этом сам Чингисхан также являлся нируном. Постепенно могущество аваров начинает ослабевать и в конце VIII веке, после двадцатилетней войны, король франков Карл Великий завершил разгром Аварского Каганата. В конце IX в. авары почти все были истреблены болгарами и ассимилировались в Венгрии и Болгарии.
Хазары
В VII веке в Приуральских степях появляются хазары. Хазары - народ тюркского происхождения. Источники упоминают о хазарах начиная с VI в. Хазарское государство возникло в VII в. в результате распада Восточно-Тюркского каганата. Территорию Хазарии составляли тогда степи от Урала до дельты Волги и далее до Кавказа, северное Причерноморье и часть Крыма. Население страны состояло в большей части из кочевников. Основной формой ведения хозяйства в каганате долгое время продолжало оставаться кочевое скотоводство. Постепенное развитие земледелия, освоение ремесел и широкие торговые связи создавали предпосылки для образования поселений городского типа. Те из них, которые располагались на особенно оживленных магистралях и к тому же были хорошо защищены, разрастались в большие города. В этот период на уральские земли начинают проникать воинственные жители Скандинавии норманны-русы, которые успешно противостоят опустошительным набегам хазар на обживаемую ими территорию. При этом со славянами русы вели мирную торговлю. С распадом Хазарского государства в конце IX в. на территории Южного Урала начала складываться благоприятная обстановка для хозяйственно-промысловой и торговой деятельности русов. Создавались условия для охоты, рыболовства и ведения торговли с кочевыми народами. В низовьях реки Урал возобновилось движение по "Великому шелковому пути" из Китая через Хорезм в Византию.
Печенеги
В IX—XI вв. земли Южного Урала, как и соседних славянских земель, подвергались постоянным набегам новых кочевников - печенегов. Печенеги - союз кочевых племён, образовавшийся в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Традиционными местами кочевья были низовья рек Волги и Яика (Урал). Печенеги, находившиеся на стадии разложения общинно-родового строя, занимались кочевым скотоводством. Они имели князей и народное собрание, занимались торговлей. Легкоконное войско имело на вооружении луки со стрелами, копья и реже, сабли. Наряду с постоянными набегами на славянские земли, их отряды грабили и земли Южного Урала. Однако, эти кочевые племена столкнулись с уже прочно обосновавшимися там скандинавами-русами. Постепенно русы вытеснили печенегов на восток. Впоследствии, часть печенегов ославянилась, часть подчинилась половцам, а часть осела на территории южной Европы. Прямыми потомками печенегов принято считать современную народность в Молдавии - гагаузов.Половцы
В этот же период, в X в., население Южного Урала испытывало давление со стороны - половцев-кыпчаков. Эти тюркоязычные племена являются древними предками современных башкир. Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана. Весь XI век половцы осваивали степь, захватывая новые земли от которых получали немалые пошлины. Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана - Боняк и Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.
"Золотая Орда"
Приблизительно два столетия на землях Южного Урала присутствия кочевых племен не отмечалось. Во многом это связано с утверждением на этих землях оседлых русов. Лишь в начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы. Башкирские земли, лежащие между Волгой и Уралом, были покорены в XIII в. и зависели от ханов Казанского и Астраханского царств. Монголо-татары на Нижней Волге основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам. Золотая Орда вела постоянные войны со своими соседями. Богатые природные условия края манили кочевые племена, в том числе и южных соседей — казахов Младшего казахского жуза, чьи кочевья достигали летом Южного Урала. У берегов реки Сакмар (приток реки Урал) армия Тимура-завоевателя (Тамерлана) нанесла серьезные поражения хану Золотой Орды Тохтамышу. В этот период происходит ассимиляция скандинавов-русов в славяно-русский этнос, а в условиях их службы ханам Золотой и Белой Орды проходил процесс зарождения казачьей общины.
Полная версия статьи на Сайте Челябинской области www.chelindustry.ru