Есть ли у защитников - Отечество?
У нас есть страна, государство, народ. У нас выросло и подрастает новое поколение защитников страны. Но есть ли у них Отечество?
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Эти строки из стихотворения М. Лермонтова как нельзя лучше отображают нынешнюю «странную любовь» общества к своей стране. Речь идет не об искусственно раздутом патриотизме, а о глубинном чувстве отечества, которое может быть свойственно каждому члену общества независимо от занимаемого положения. Причина отсутствия этого глубинного чувства в наше время — в первую очередь, в размытом понимании отечества, в его намеренном смешивании с понятием государства.
Государство представляет собой политическую систему власти, установленную на определенной территории. Понимание отечества (отчизны) идет от отца, семьи, рода. Отечество обозначает страну предков, сочетает в себе любовь и искреннее чувство долга к ней. Привязанность человека к стране отцов, своего рода и отождествление с ней порождает глубинное чувство единства в ощущении себя частью Отечества.
Есть ли у нынешних защитников страны это ощущение себя частью Отечества?! Может, во многом этому мешают формальные призывы к патриотизму, наша разрозненность, расхождение слова и дела, переписывание истории страны с поисками пятен на солнце. Да, мы можем во многом обвинить и упрекнуть свою страну за безрадостную жизнь, за то, что она порой бывает нам больше мачехой, чем матерью. Но мы не можем не замечать зреющую в обществе потребность — может быть, в новом понимании Отечества.
В прошлые времена люди приобщались поколениями к своему Отечеству, соотносили с ним мировоззрение, службу, общественные отношения, заботу о семье. Любовь к Отечеству особенно явно проявлялась, когда оно было в опасности. Примеров этому много в истории нашей страны.
Она была свойственна и помещику, который притеснял крестьян, и крестьянину, ненавидящему помещиков. Но вместе их объединял долг защитить свою страну и ощущение себя частью одной отчизны. Это чувство поднимало казаков, когда разведенный в степи костер служил сигналом о нападении на страну отцов и призывом к ее защите. Это глубинное чувство Отечества объединило нашу страну в Великую Отечественную Войну в одном стремлении — защитить Отечество от серьезной опасности.
Есть ли у нынешних защитников — Отечество? Думается, что пока есть предощущение Отечества и потребность в нем общества. В нас генетически заложены ростки памяти об Отечестве, а значит, есть надежда, что они прорастут. Конечно, не будем обольщаться. Для нового понимания Отечества нужно время и осознание, что оно взращивается, в том числе и каждым из нас. Ведь защита Отечества требует единства в стремлении ощущать себя его частью.
«Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной» (М. Салтыков-Щедрин).
P. S. Дорогие мужчины, желаю вам обрести свое чувство Отечества и возможность занять в нем достойное место. Пусть дым Отечества вам будет сладок и приятен. Мы, женщины, нуждаемся в вашей защите, в вашем крепком надежном плече, как и вы — в нашем крепком тыле, понимании и любви. С праздником вас!