Самодисциплина писателя. Как творили великие?

Желание лицезреть результаты своего литературного творчества в виде, способном принести удовлетворение, заставляет порой проводить долгие часы в раздумьях о судьбе своих литературных героев и развитии сюжетных линий.

Вероятно, далеко не всегда мы считаем необходимостью строго дисциплинировать себя при создании произведений. Это допустимо, если при получении задания не указывались сроки его выполнения.

Однако когда задание не одно, все же требуется определенная самоорганизация, чтобы выполнить всю работу вовремя. Если настроиться внутренне на важность работы, во многом под влиянием заданных сроков, то появится и рабочий настрой, и желание выполнить эти задания, кроме того, будет сбережено немало сил для самой работы.

Когда вы будете выполнять намеченное — утром, днем, вечером или ночью — не принципиально. Продуктивность работы в разное время суток у всех разная. Играют свою роль еще и особенности темперамента каждого пишущего индивидуума, вдобавок осложненные внутренним настроением и обстоятельствами внешнего свойства.

Принципиальным является умение подчинить себя сформировавшейся внутренней потребности выполнять работу в установленные сроки. В чем-то работа писателя, научившегося следовать требованиям самодисциплины, основанной на условиях заказчика, сродни чиновничьей работе, хотя, на первый взгляд, это может показаться странным.

Между тем, такие великие мастера, как Гете, В. Скотт, В. Гюго, Ш. Бодлер, Флобер приступали к выполнению своих писательских обязанностей с обязательностью исполнительного чиновника, добросовестно выполняющего свои служебные обязанности. Таким образом работало большинство известных писателей.

При этом нельзя сказать, что внутренняя потребность в трудовой самодисциплине писателя была обретена ими сразу. Она прошла длительный этап развития у каждого из великих. И каждый пришел к мысли о необходимости неукоснительного подчинения внутреннему порядку самостоятельно.

Писательская дисциплина формируется постепенно, поэтапно, окончательно закрепляясь в период творческой зрелости. К этому времени писатель бесповоротно приходит к мнению, что создать нечто стоящее можно не только и не столько по стечению удачных обстоятельств, но и исключительно благодаря упорному труду и настойчивости, подкрепленным терпеливым ожиданием. Однозначно, что выдающееся литературное произведение может стать реальным результатом и предстать перед читателем в результате длительного творческого поиска.

Возникает вопрос, что же предпринять и как поступить, если в назначенное самому себе время на ум не приходят не только слова и фразы, навеянные вдохновением, но и просто само видение того, о чем надо писать. Всякий раз, садясь за стол в надежде получить порцию вдохновения, не стоит ожидать, что оно тут же будет вам подано провидением. Конечно, нет! Как правило, вдохновение — это награда за упорный труд.

Между тем, неправильным будет сразу оставить работу, если ничего творческого не приходит на ум. Замечательный бельгийский драматург М. Метерлинк (1862- 1949), лауреат Нобелевской премии 1911 года, отвечая на вышеуказанный вопрос о том, что делать в такой ситуации, советовал: «Сидеть». При этом он сам неукоснительно следовал этому совету и в обязательном порядке ежедневно отсиживал, выполняя поставленную задачу, по три часа утром, иногда даже ничего не делая и куря трубку. При этом только с 1927 по 1942 год вышло 12 томов его произведений.

Есть и безусловные отличия труда писателя от труда чиновника. Чиновник, отработав положенное количество рабочих часов, со спокойной совестью покидает рабочий кабинет с чувством исполненного долга. Он полностью «отключается» от вопросов, связанных с рабочим процессом, и от посетителей, осаждавших его в течение рабочего дня.

Не таков рабочий день писателя. Закончив писать, он продолжает думать о рожденных воображением образах, он готов в любое время «встретиться» с любым из его персонажей и продолжить начатый разговор, строит фразы, с которыми тот обратится к собеседнику на страницах его произведения.

Когда творческий процесс идет успешно, отрываться от рабочего стола не стоит, а значит, надо по возможности отложить все другие занятия, менее важные в это время.

Безусловно, существует немало методов работы над произведением, иногда — сразу над несколькими, методов этих, наверное, столько же, сколько и писателей. И каждый может поделиться каким-то своим, именно ему присущим способом создания произведений.

Главное — это большая работа, творческие усилия, положенные писателем в основу творения. Только это имеет значение и приносит удовлетворение, а может, и успех.

Писать ли так, как писали великие мастера художественного слова, или выбрать другой способ создания произведений — решать каждому для себя.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: