Скваттерство или сквоттерство. В чем отличие от нахаловок?

Вполне понимая, что оба термина происходят от одного английского слова и отличие тут не более, чем между доктором Уотсоном и доктором Ватсоном, с удивлением заметил, что в Рунете эти термины различны, как ни странно.

Словом, «скваттерством» называют самозахват фермерами ничейных земель в Северной Америке и Австралии времен колонизации этих территорий, а «сквоттерством» называют самозахват нежилых квартир и домов для каких-то социальных проектов.

Но оба эти слова происходят от английского «squat», которое имеет кучу смыслов — и самозахват квартир, и самозахват земли. Посему, наверное, правильнее оба эти явления рассматривать вместе, не пытаясь отделить одно от другого.

В XVII—XIX вв.еках фермеры в Америке и Австралии занимали «пустые», «ничейные» земли, сажали там пшеницу и овощи, не заботясь ни о севообороте, ни о возобновлении плодородности земли. За несколько лет истощив землю, они шли дальше, на свободные бесплатные земли. Насколько это было распространено, можно судить по литературе конца XIX и начала XX века. У Джека Лондона в романе «Лунная долина» главный герой в поисках земли под ферму встречается с одним таким «земледельцем». Тот гордится своим прошлым и своими знаниями и опытом: «Не учите меня сельскому хозяйству, молодой человек, я на трех фермах землю истощил!»

Когда кончилась халявная земля — кончилось и скваттерство. Земля стала цениться все дороже, развитие общества пошло от бездумного, разоряющего природу хозяйствования к интенсификации обработки земли, к разумному севообороту и употреблению удобрений. К восстановлению плодородия. Новые фермеры Австралии и США растили на продажу зерно, фрукты-овощи, пасли животину. Термин «сквоттерство» как бы канул в лету…

По Европе прокатились две войны. Особенно катастрофичной была Вторая мировая. По всей Европе разрушенные города, бездомные люди… Естественно, за этим последовало активное послевоенное строительство, резкое развитие этого сектора бизнеса, в отрасль пошли новые технологии, новые способы строить быстрее, дешевле… Строить больше! Еще больше!

Однако жилье строить дорого, а люди после войны обеднели (мы не говорим о тех бизнесменах, которые обогатились на военных поставках). В Англии сразу после войны происходили захваты военными бывших военных объектов с целью «пожить тут, раз уж больше негде».

Нестыковки между производством жилья и необходимостью в жилье, массовые переезды населения из старых немодных районов в новые модные привели, с одной стороны, к росту благосостояния народа, росту городов, возникновению новых жилых районов, а с другой стороны — к появлению квартир и даже домов, пустовавших годы и годы.

И те, кого общий рост благосостояния не коснулся, задумались о социальной справедливости. А раз о ней задумавшись… В общем — они начали самовольно вселяться в эти незаселенные квартиры и дома, организуя «коммуны» самозахватчиков.

Власти разных европейских стран реагировали по-разному. Где-то вызывали полицию, ломали двери и выгоняли народ на улицу, попутно разрушая их быт. Где-то со временем регистрировали собственность на них. Я читал, что в России был введен ценз 15 лет. После того, как человек прожил в захваченном доме, не прячась, 15 лет — можно собрать документы и официально зарегистрировать проживание в нем.

Совсем недавно и в Великобритании был ценз 15 лет для сквоттеров. И вполне официально существовала ассоциация сквоттеров, а общее количество сквоттеров Лондона оценивалось ни много ни мало — в 30 000 человек. Но, похоже, для англичан эпоха сквоттинга заканчивается. С 01.09.2012 сквоттинг в Великобритании стал деянием уголовно наказуемым. Надо же как-то защитить собственников жилья.

Всегда и везде существовали люди, не желавшие жить, как все, были они и во времена СССР. Некоторые уезжали из городов в малонаселенные далекие районы, занимали пустоши, сами строили себе дома и как бы отшельничали. Это тоже можно назвать своего рода скваттерством, так как землю они занимали незаконно. Хотя и на нахаловки это тоже похоже. Ведь селились они на пустые земли, стараясь оказаться подальше от властей. Селились, строились, благоустраивали заброшенные земли.

В больших городах России в конце 80-х — начале 90-х годов тоже началось движение сквоттеров (мне доподлинно известно только про Петербург и Москву, но ведь и в других больших городах живут такие же люди, и жизнь шла так же). Как говорится — природа не терпит пустоты. И если в центре города появляются пустующие квартиры и даже дома — обязательно появляются те, кто хочет туда вселиться. Власти старались с этим бороться, выселяя силой самочинных жильцов. И хотя закон о легализации сквоттерства после 15 лет вроде уже был принят, мне неизвестно — применялся ли он.

Так в чем же сходство и отличие скваттерства от нахаловок? Самозахват жилья — это попросту своего рода социальное воровство социалистического толка.

«Ах, у тебя квартира? Ах, ты ею не пользуешься? Ну так не обижайся, коли попользуются другие!» Этакое своего рода швондеровское желание отобрать и поделить. Хотя тут, мне кажется, у кого-то есть и смягчающие обстоятельства. Ну, если после армии демобилизованному примитивно негде жить, а где-то пустует временное жилье, сделанное для живших тут некогда американских солдат, готовившихся к высадке во Франции. Высадка давно закончилась, здания давно пустуют…

Тут необходимо было политическое решение, требовалось дать разрешение поселиться. Решения не было — состоялся самозахват.

Вот о «скваттерстве» фермеров я бы так однозначно высказываться не стал. Те, что всю свою жизнь разоряли «халявную» землю, — определенно доброго слова не заслуживают. А вот те, кто, приехав на «пустые земли», завел там хозяйство, передал его своим детям, потом внукам-правнукам…

Вполне заслуживающие уважения земледельцы. Если забыть о том, что земля была вначале вовсе не «ничья», была она индейская. Чтобы она стала ничьей, индейцев пришлось убить.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: