Что мы потеряли, перестав писать письма?
Сегодня сумки почтальонов значительно полегчали: люди не получают газеты, журналы, переписываются по привычке лишь пожилые, да и они с каждым днем все активнее пользуются сотовыми телефонами и интернетом.
Еще каких-то 15 лет назад я активно переписывалась со своими многочисленными родственниками, подружками, будущим мужем… И вот прошло 9 лет, за которые я не заклеила ни одного письма… Хотя проходя мимо почтового ящика, я и сейчас часто ловлю себя на мысли — а вдруг пришло письмо?! Но кроме коммунальных счетов, рекламы да «писем счастья» из пенсионного фонда, налоговой инспекции и прочих подобных учреждений ничего в почтовом ящике не найдешь. Так есть ли будущее у эпистолярного жанра? И что мы потеряли, перестав писать письма?
Я не говорю сейчас о деловой переписке, которая имеет место быть и в современном обществе, да и она, скорее всего, со временем канет в Лету (электронный документооборот набирает силу семимильными шагами). Мне интересны те самые письма, которые дышали, радовались, иногда сердились, вопили о помощи, взывали к моей совести… — одним словом, говорили языком моих близких людей.
На сегодняшний день эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Вспоминаются слова Торнтон Уайлдер: «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века». И с этим не поспоришь. Рукотворные письма заменились SMS, электронными посланиями, сообщениями в «Аське», «ВКонтакте» и т. п. Но и они относятся все к тому же старому, проверенному временем эпистолярному жанру, однако с некоторыми оговорками.
Буквально в переводе с греческого Epistole — письмо, послание. Как правило, это сообщение определенных сведений в виде письма, открытки, телеграммы, посылаемых адресату. Такой вид общения существует с древних времен. Письмами обмениваются люди, лишенные непосредственного контакта, находящиеся чаще на больших расстояниях. Традиционное частное письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только зафиксированный на бумаге.
Поэтому эпистолярный жанр обладает такими языковыми особенностями, как: употребление слов и фраз обиходно-разговорной речи; частое употребление эмоционально-оценочных слов, обращений, вопросов и восклицаний, сокращений; более свободное отношение к правилам русского языка; использование графических средств (выделение большими буквами, членение отдельных слов, многократное повторение одной и той же буквы или одного и того же знака препинания, смайлики) и др.
Эти особенности характерны и для современной переписки посредством сотовых телефонов и интернета. Однако есть и некоторые отличия. Традиционное послание начинается с приветствия и заканчивается словами прощания, в современном электронном письме или SMS это не обязательно. Дата написания послания и имя автора или подпись, в обязательном порядке присутствующие в традиционных письмах, оказываются в современных электронных сообщениях или SMS лишними. Причиной этого является более сжатый вид современных посланий, что продиктовано требованиями времени.
Таким образом, между традиционным и современным письмом есть как сходства (цель, используемые языковые средства), так и различия (объем, сроки доставки).
Конечно, все это позволяет говорить, что эпистолярный жанр жив и сегодня, однако качество его совсем иное. Да, темп жизни ускоряется, в ежедневной суматохе не до продуманных, иной раз создаваемых в течение нескольких дней писем, поэтому смело можно говорить, что эпистолярный жанр наилучшим образом отражает жизнь общества в разные эпохи.
Но возможно ли выразить в полной мере свои мысли, чувства, восхищение миром, общаясь по телефону или в Интернете? В рукотворных письмах раскрывается внутренний мир человека, уровень культуры, его взгляды, интересы. Только продуманное, написанное не наспех письмо позволяет человеку проявить черты характера, порой не видимые в будничной жизни.
Наверное, поэтому писатели и поэты ценили эту форму общения. Так, например, Д. Г. Байрон, рассуждая о письмах в жизни человека, сказал: «Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией».