Киносериал «Повелитель кукол». Куклы - детям не игрушка?
Иные фильмы совершенно бессмысленно рассматривать поодиночке. Титанический труд по написанию рецензий на все части «Пятницы, 13-е» никто не оценит и не осилит, ибо все ленты этой знаменитой франшизы похожи друг на дружку, как близнецы. В жанре фильмов ужасов вообще принято снимать продолжения до тех пор, пока существует хоть какой-нибудь спрос. То есть — до последнего зрителя.
По этой причине я решил рассказать вам о киносериале «Повелитель кукол» (Puppet Master) в целом, как о видном представителе той категории фильмов, что прочно ассоциируются у киноманов с минувшей эпохой VHS.
В 1989 году малоизвестный сценарист и режиссер Дэвид Шмоллер, вдохновившись оригинальным ужастиком Стюарта Гордона «Куклы» (Dolls, 1986) почему-то посчитал, что сможет не хуже. Трудно сказать, что сподвигло Шмоллера на такие радужные мечты, ведь на тот момент в его активе значилось всего несколько проектов, причем абсолютно невнятных. Идейным же лидером картины стал продюсер Чарльз Бэнд, один из самых плодовитых кинодеятелей Голливуда. За сорок лет своей работы Бэнд спродюсировал более 250 малобюджетных фантастических лент, ужастиков и триллеров, включая такие известные поклонникам жанра опусы, как «Трансеры», «Реаниматор» и «Извне».
Вкратце о задумке. Согласно сюжету, где-то в 30−40-е годы прошлого века французский фокусник Андре Тулон спас от смерти таинственного колдуна. Последний отблагодарил Тулона тем, что поделился с ним секретом очеловечивания кукол. В состав волшебной формулы входит несколько экзотических компонентов, в том числе частичка человеческого тела, будь то волос или капля крови. Таким образом, можно не только оживлять игрушки, но и вселять в них души мертвых.
Тулон оказался не меркантильным субъектом и воспользовался этим даром всего несколько раз, чтобы «оживить» внутри созданных им кукол своих погибших друзей и знакомых, а также жену Эльзу, убитую нацистами (сей эпизод можно увидеть в третьей части «Повелителя кукол»). Его театр пользовался успехом, пока им не заинтересовались фашисты, падкие на различные оккультные и мистические вещи. После смерти Тулона его создания зажили своей жизнью, а позднее обрели нового «мастера» в лице молодого ученого Рика Майерса («Повелитель кукол 4»).
Разумеется, на момент премьеры первого фильма зрителю была рассказана лишь часть истории, а уже позднее, в сиквелах, она обросла деталями. В «Повелителе кукол» 1989 года Тулону была посвящена лишь короткая заставка в начале картины, из которой выходило, что кукольник склеил ласты, оставив своих «мелких друзей» на произвол судьбы. Затем рассказ плавно переходит в наши дни, где кучка медиумов, собравшаяся на поминки своего приятеля, становится объектом атаки со стороны зловещих маленьких убийц. Другими словами, куклы поначалу были злыми и с людьми особо не церемонились.
Как и предыдущие работы Бэнда, ужастик был сляпан на коленках за сущие копейки, спецэффекты, в том числе реализация самих кукол, даже у тогдашнего зрителя вызывали смех сквозь слезы, а кастинг представлял собой набор совершенно бездарных личностей. Но Чарльз Бэнд не продержался бы столько десятилетий в шоу-бизнесе, не обладай он невероятным чутьем на бабки. Понимая, что проект, скорее всего, провалится в кинопрокате, продюсер в последний момент отказался от сотрудничества с кинотеатрами и выпустил «Повелителя кукол» сразу на видеокассетах. И не прогадал. Картина неожиданно стала хитом продаж на видео, ознаменовав начало самой успешной и прибыльной кинофраншизы компании Full Moon Productions, коей руководил Бэнд.
В одном из поздних интервью Дэвид Шмоллер объяснил, что он, дескать, был бы и рад примазаться к успеху киносериала, но Бэнд не хотел, чтобы кто-то еще мог разделить с ним лавры. Режиссера по-тихому оттеснили от кормушки, причем он отметил, что часть процентов от выручки «Повелителя кукол» ему так и не выплатили.
Пословица гласит: «Куй железо, пока горячо». Спустя два года компания Бэнда, переименованная в Full Moon Entertainment, выпустила на видео продолжение кукольных похождений с порядковым номером 2. Учитывая, что для студии сия франшиза была первым самостоятельным, не слизанным у других, проектом, то авторы отнеслись к сиквелу со всей ответственностью. В первой части было много лишних диалогов и слишком мало «кукольного экшна». Избавившись от мистической составляющей, создатели второго фильма усложнили сюжет, добавили нового «монстра» (кукла, извергающая огонь) и умножили деталями общий замысел. Однако куклы по-прежнему оставались исчадиями ада, совершающими преступления по приказу своего творца, фокусника и мага Тулона.
В том же 1991 году, буквально за 18 дней, был снят и выпущен на кассетах триквел под названием «Повелитель кукол 3: Месть Тулона». В сюжете третьей части нас впервые знакомят с личностью самого «повелителя», а действие фильма происходит в 1941 году, т. е. перед нами предыстория событий первых двух лент. В режиссерском кресле уже третий по счету человек, но руководил съемками по-прежнему Бэнд. Понимая, что бесконечно копировать замысел оригинала нет смысла, он решил рассказать биографию Андре Тулона, из которой мы понимаем, что изначально кукольник был не таким уж и монстром. Он тихо-мирно устраивал представления для детишек и совсем не афишировал свою способность оживлять некогда бездушные существа. Однако столкновение с нацистами, уничтожившими его театр и убившими любимую жену, сделало Тулона жестокосердным, а его кукол — мстительными убийцами.
В конце триквела авторы сообщили, что продолжение следует, причем заголовок следующего фильма гласил «Когда злые куклы стали добрыми». Понятное дело, зная скорость конвейера Full Moon, зритель потирал руки в предвкушении, однако ждать пришлось дольше обычного. Только спустя два года Бэнд и компания выпустили четвертую серию, в которой окончательно отказались от заигрываний с мистикой и паранормальщиной. По сюжету «Повелителя кукол 4» выяснилось, что Тулон на самом деле не заимствовал формулу оживления у колдуна, а похитил ее у египетского демона Сутека, который жаждет мести. Такой резкий поворот сюжета ознаменовал окончательный переход кукольных персонажей на светлую сторону силы, а также появление в кадре наследника Тулона — молодого ученого Рика Майерса.
Тем не менее уже в четвертом фильме стало ясно — создатели киносериала окончательно растеряли фантазию и высасывают сюжет из пальцев ног. Не спасло картину и появление очередной марионетки — Декапитрона, который одновременно умел вещать голосом своего создателя и пулять во врагов молниями. За 5 лет существования франшизы спецэффекты, фактически, остались на том же смехотворном уровне, а актерская игра и диалоги стали еще более убогими. Вышедшая следом в 1994-м пятая серия с подзаголовком «Последняя глава» окончательно убила все надежды на то, что «Повелитель кукол» сможет выбраться из болота самокопирования.
Если вы думаете, что этим дело и кончилось, то сильно ошибаетесь. Уже в 1998 году Бэнд и его студия снова вернулись к истокам, выпустив на видео ленту под названием «Проклятие хозяина марионеток». Фактически, состоялся перезапуск киносериала, после чего новые сиквелы посыпались как из рога изобилия: «Повелитель кукол 7: Ретро» (1999), «Повелитель кукол: Наследие» (2003) и так далее. Официально последним фильмом из серии можно считать «Повелитель кукол: Становление оси» (2012).
И судя по всему, Чарльз Бэнд по-прежнему не хочет останавливаться на достигнутом, мечтая, рано или поздно, создать глобальный трехмерный ужастик с полюбившимися зрителю персонажами.