Экстренная контрацепция. Насколько она хороша?
Экстренная контрацепция — на первый взгляд весьма удобная штука. Ведь куда проще думать о последствиях, когда страсть уже отшумела и гормоны поутихли. Но это лишь на первый взгляд. Давайте же подробно разберём, почему каждый уважающий себя гинеколог скажет, что экстренная контрацепция пригодна только в самых крайних случаях. Альфа и омега
Чтобы разобраться в поставленном вопросе, обратимся к некоторым особенностям женского организма. Менструация знакома девочкам уже с 12−14 лет и годам к 18 становится таким же привычным делом, как сон или приём пищи. Но что же происходит в организме незаметно для глаз?
Весь цикл управляется двумя основными гормонами — эстрогеном и прогестероном. С первого дня менструации, с появлением первой капли крови, понемножку в крови растет концентрация эстрогена. Примерно за 2 недели под его влиянием созревает яйцеклетка и женщина оказывается готовой к зачатию новой жизни.
После того как зрелая яйцеклетка выходит из яичника, на месте её созревания остается так называемое жёлтое тело, которое начинает вырабатывать гормон второй половины цикла — прогестерон. И его уровень плавно растет почти до конца менструального цикла. Когда же жёлтое тело отживает свой век и отмирает, количество прогестерона в крови падает. И именно это падение прогестерона запускает все по-новой: в яичнике начинает зреть новая яйцеклетка, а в матке начинается отмирание старого и одновременно рост нового эндометрия — плодородной почвы, которая выстилает матку изнутри и в которую могло бы упасть семя новой жизни. На рубеже
Вот теперь мы вплотную подошли к вопросу постинора и экстренной контрацепции. Препарат постинор содержит синтетический чистый прогестерон (левоноргестрел) в довольно большой дозе — 0,75 мг.
Глотая, как положено по инструкции, две таблетки постинора с интервалом в 12 часов, женщина повышает уровень прогестерона у себя в крови до отметки, немного превышающей норму в конце менструального цикла. Такая концентрация губит яйцеклетку, даже если она уже слилась со сперматозоидом. Кроме того, через сутки половина гормона выводится из организма, то есть происходит падение его уровня в крови. А как мы помним, именно падение прогестерона запускает новый менструальный цикл и отторжение внутреннего слоя матки. Так что, даже если яйцеклетка выживет после «химической атаки», ей просто негде будет поселиться для дальнейшего развития. Таким комбинированным действием достигается почти стопроцентный контрацептивный эффект.
Кстати, применение постинора имеет смысл только в первые 96 часов (4 суток) после незащищённого полового акта. Дело в том, что на четвёртые сутки яйцеклетка закрепляется в матке и образует плаценту, а плацента уже сама производит прогестерон, ведь он не только гормон второй фазы цикла, он ещё и один из гормонов беременности. На этом фоне приём лишних 1,5 мг уже никакой роли не играет. Цена вопроса
Так где же обещанный вред от экстренного предохранения?
Во-первых, левоноргестрел принимается внутрь, а значит в желудке и кишечнике всасывается в кровь и таким образом действует на все органы, то есть кроме яичников и матки под удар от скачка (даже двух) уровня прогестерона страдает весь организм: нервная система, печень, почки.
Во-вторых, внеплановый перезапуск менструального цикла чреват последствиями, ведь менструация — это довольно весомая потеря крови. В среднем эта потеря составляет 250 мл, а для женщины весом в 50 кг это почти 10% всей циркулирующей в ней крови. И потеря такого количества крови чаще, чем раз в месяц, чревата малокровием, слабостью и утомляемостью, а в тяжёлых формах — потерей сознания и другими опасными для жизни ситуациями. Кроме того, внеплановая менструация чаще всего гораздо обильнее и длительнее обычной, поскольку эндометрий не успевает созреть и отходит с гораздо большим трудом.
И в-третьих, после того как искусственный прогестерон выйдет из организма, в яичнике ещё останется жёлтое тело, которое, как мы помним, всё ещё выделяет натуральный прогестерон. И такое вот несоответствие между гормональным фоном и состоянием половых органов вызывает у них недоумение, и в лучшем случает на 1−2 месяца они перестают себя адекватно вести.
Надеюсь, после прочтения этой статьи читателям и читательницам очевидно, что постинор — это действительно экстренный метод. Производитель не рекомендует использовать его чаще, чем раз в полгода, а многие специалисты называют ещё большие сроки.
Помните также, что Постинор — это лишь торговая марка, принадлежащая венгерской компании Гедеон Рихтер. Тот же самый препарат другие компании выпускают под названиями Эскапел, Эскинор-Ф и др. Но в любом случае, экстренная контрацепция — это именно ударная доза синтетического прогестерона.