Родители и осознание ребенком своей половой принадлежности
«Кто родится? Мальчик или девочка?» - вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидя общественные стереотипы - представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками ? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами?
Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой). (См.: Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – С. 59 - 60.).
Как указывал И. С. Кон в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.
В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Четырехлетний москвич Вася спрашивает: «Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?», и еще: «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну а когда же я буду женщиной?»
В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.
И. С. Кон отмечает недостаточную ясность признаков, на основании которых дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Уже в три-четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемая им значимость и соотношение таких признаков могут быть различными.
Сложились следующие теории формирования половой идентичности и действия механизмов половой социализации:
1. теория половой идентификации – уходит корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять. Представители психоанализа указывали, что основную роль в половой дифференциации играют биологические факторы, основной ее механизм – процесс идентификации (отождествления) ребенка с родителем, в частности с родителями того же пола, что и ребенок.
Весь процесс развития личности (формирование поведения и представлений) обусловленных полом, связан с сексуальной сферой, наличием Эдипова комплекса и комплекса Электры, когда семейные отношения строятся по модели преодоления ребенком внутренних затаенных стремлений в эротической любви к родителю противоположного пола. В основе развития личности лежит конфликт сексуальных инстинктов индивидуальности и табу ближайшего окружения на их проявление.
2. Фрейд выделял три стадии в развитии индивида. На первых двух стадиях (оральной и анальной)мальчики и девочки, по его мнению, развиваются одинаково. Различие в развитии появляется только на фаллистической стадии, когда возникает Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Путь разрешения Эдипова комплекса заключается в том, что мальчик преодолевает свое раннее стремление обладать матерью и равность к отцу путем идентификации себя с отцом и усвоения доминирующей модели. А разрешении комплекса Электры для девочек – принятие мужской доминантности через подавление в себе мужской активности, развитие пассивного зависимого поведения и идентификации себя с матерью.
Соответственно указание есть на то, что мужская и женская модель противоположны по своим качествам. Для секстипичного мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для женской модели типично: пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также, большая, чем у мужчины эмоциональность и социальная уравновешенность..
Фрейд считал, что личность развивается гармонично, полноценно, если следует вышеозначенным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.
Позже некоторые последователи Фрейда отмечали, что большее значение (по их мнению), чем биологическое начало, чем фиксация ребенка на телесных зонах, имеет опыт его социальных отношений в детстве, то есть утверждают, что половая идентификация есть не только биологический процесс, но и социальный.
Современный психоанализ:
Фаллоцентрическое направление – подчеркивает мужское превосходство и принимает феминность только после того, как убеждается, чт она не может быть мальчиком.. У представителей данного направления на первой стадии – мужская ориентация всех детей. Гиноцентрическое направление – ранней основой идентификации для мальчиков и девочек – идентификация женская. Суть разрешения эдипова комплекса для мальчиков – отделение его от матери, разрушение первичной идентификации с ней с помощью отца, который поддерживает обесценивание всего женского. теория половой типизации – придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за «мужественное», «мужское» (мускулинное) поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», а девочки получают положительное подкрепление за феминное поведение и осуждаются за мускулинное; теория самокатегоризации – подчеркивает значение самосознания:ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, а затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовывать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.
Представители данной концепции указывают, что половая идентификация основана на когнитивной способности ребенка, понимании им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Важно так же понимание социальных ролей. У более развитых в интеллектуальном плане детей эта половая социализация происходит раньше. Формирование представлений ребенка о половых ролях не является пассивным процессом, возникающих под влиянием социально подкрепляемых реакций, а возникает в результате активного структурирования и обобщения ребенком его собственного опыта.
На первоначальной стадии п.с (по Кольбергу) происходит самокатегоризация - причисление ребенком себя к определенному полу. После чего он начинает положительно оценивать то, что связано с его половой ролью, секстипичное поведение вызывает в нем позитивные чувства. Происходит таким образом самоутверждение, мотивационным компонентом которого является желание сохранить позитивный образ себя.
А М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски полагают, что полоролевое развитие проходит этапы:
1)когда у ребенка еще индифферентные представления о половых ролях; 2)этап поляризации и стереотипизации (конвенциальная стадия, рутинное); 3)подвижное динамическое развитие половых ролей. Большинство людей не достигают этой стадии, останавливаются на второй. Половая типизация – процесс, который проявляется спонтанно, без прямого упражнения и воспитания, в соответствии с возрастом ребенка и происходит в ходе когнитивного созревания.
4.теория социального научения (социальный бихевиоризм)–
Сторонники данной теории считают, что ребенок идентифицирует себя с родителями не только своего пола, а так же с братьями, сестрами, сверстниками и другим значимыми лицами, поведение которых подкрепляется, имеет успех. Своеобразным подкреплением является и угроза наказания, и угроза лишения любви. (Но почему у женственных девочек не женственные матери?) Модель, которой подражает ребенок, может не являться моделью конкретного человека, а носить обобщенный характер. Не каждая модель и не каждые ее черты становятся предметом подражания.
5. теория социальных ожиданий –
Основную роль в процессе половой социализации играют социальные ожидания общества. Они возникают на основе конкретной социально – культурной ситуации и половая идентичность, половая роль формируется соответственно воспитанию, где находят отражения социальные ожидания окружающих.
Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека. Главное- пол социальный, который усваивается пожизненно и на формирование которого оказывают влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Дж. Стоккард, М. Джонсон). Биологические различия мужчины и женщины не определяют социально – ролевые различия и не могут быть причиной социального неравенства. Наоборот, политическое неравенство – ключ к понимаю полоролевого развития, к понимаю источника мужского превосходства.
Однако данные теории тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
Оригинал статьи: Тривиум: семья, увлечения, карьера
Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой). (См.: Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – С. 59 - 60.).
Как указывал И. С. Кон в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.
В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Четырехлетний москвич Вася спрашивает: «Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?», и еще: «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну а когда же я буду женщиной?»
В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.
И. С. Кон отмечает недостаточную ясность признаков, на основании которых дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Уже в три-четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемая им значимость и соотношение таких признаков могут быть различными.
Сложились следующие теории формирования половой идентичности и действия механизмов половой социализации:
1. теория половой идентификации – уходит корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять. Представители психоанализа указывали, что основную роль в половой дифференциации играют биологические факторы, основной ее механизм – процесс идентификации (отождествления) ребенка с родителем, в частности с родителями того же пола, что и ребенок.
Весь процесс развития личности (формирование поведения и представлений) обусловленных полом, связан с сексуальной сферой, наличием Эдипова комплекса и комплекса Электры, когда семейные отношения строятся по модели преодоления ребенком внутренних затаенных стремлений в эротической любви к родителю противоположного пола. В основе развития личности лежит конфликт сексуальных инстинктов индивидуальности и табу ближайшего окружения на их проявление.
2. Фрейд выделял три стадии в развитии индивида. На первых двух стадиях (оральной и анальной)мальчики и девочки, по его мнению, развиваются одинаково. Различие в развитии появляется только на фаллистической стадии, когда возникает Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Путь разрешения Эдипова комплекса заключается в том, что мальчик преодолевает свое раннее стремление обладать матерью и равность к отцу путем идентификации себя с отцом и усвоения доминирующей модели. А разрешении комплекса Электры для девочек – принятие мужской доминантности через подавление в себе мужской активности, развитие пассивного зависимого поведения и идентификации себя с матерью.
Соответственно указание есть на то, что мужская и женская модель противоположны по своим качествам. Для секстипичного мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для женской модели типично: пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также, большая, чем у мужчины эмоциональность и социальная уравновешенность..
Фрейд считал, что личность развивается гармонично, полноценно, если следует вышеозначенным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.
Позже некоторые последователи Фрейда отмечали, что большее значение (по их мнению), чем биологическое начало, чем фиксация ребенка на телесных зонах, имеет опыт его социальных отношений в детстве, то есть утверждают, что половая идентификация есть не только биологический процесс, но и социальный.
Современный психоанализ:
Фаллоцентрическое направление – подчеркивает мужское превосходство и принимает феминность только после того, как убеждается, чт она не может быть мальчиком.. У представителей данного направления на первой стадии – мужская ориентация всех детей. Гиноцентрическое направление – ранней основой идентификации для мальчиков и девочек – идентификация женская. Суть разрешения эдипова комплекса для мальчиков – отделение его от матери, разрушение первичной идентификации с ней с помощью отца, который поддерживает обесценивание всего женского. теория половой типизации – придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за «мужественное», «мужское» (мускулинное) поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», а девочки получают положительное подкрепление за феминное поведение и осуждаются за мускулинное; теория самокатегоризации – подчеркивает значение самосознания:ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, а затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовывать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.
Представители данной концепции указывают, что половая идентификация основана на когнитивной способности ребенка, понимании им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Важно так же понимание социальных ролей. У более развитых в интеллектуальном плане детей эта половая социализация происходит раньше. Формирование представлений ребенка о половых ролях не является пассивным процессом, возникающих под влиянием социально подкрепляемых реакций, а возникает в результате активного структурирования и обобщения ребенком его собственного опыта.
На первоначальной стадии п.с (по Кольбергу) происходит самокатегоризация - причисление ребенком себя к определенному полу. После чего он начинает положительно оценивать то, что связано с его половой ролью, секстипичное поведение вызывает в нем позитивные чувства. Происходит таким образом самоутверждение, мотивационным компонентом которого является желание сохранить позитивный образ себя.
А М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски полагают, что полоролевое развитие проходит этапы:
1)когда у ребенка еще индифферентные представления о половых ролях; 2)этап поляризации и стереотипизации (конвенциальная стадия, рутинное); 3)подвижное динамическое развитие половых ролей. Большинство людей не достигают этой стадии, останавливаются на второй. Половая типизация – процесс, который проявляется спонтанно, без прямого упражнения и воспитания, в соответствии с возрастом ребенка и происходит в ходе когнитивного созревания.
4.теория социального научения (социальный бихевиоризм)–
Сторонники данной теории считают, что ребенок идентифицирует себя с родителями не только своего пола, а так же с братьями, сестрами, сверстниками и другим значимыми лицами, поведение которых подкрепляется, имеет успех. Своеобразным подкреплением является и угроза наказания, и угроза лишения любви. (Но почему у женственных девочек не женственные матери?) Модель, которой подражает ребенок, может не являться моделью конкретного человека, а носить обобщенный характер. Не каждая модель и не каждые ее черты становятся предметом подражания.
5. теория социальных ожиданий –
Основную роль в процессе половой социализации играют социальные ожидания общества. Они возникают на основе конкретной социально – культурной ситуации и половая идентичность, половая роль формируется соответственно воспитанию, где находят отражения социальные ожидания окружающих.
Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека. Главное- пол социальный, который усваивается пожизненно и на формирование которого оказывают влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Дж. Стоккард, М. Джонсон). Биологические различия мужчины и женщины не определяют социально – ролевые различия и не могут быть причиной социального неравенства. Наоборот, политическое неравенство – ключ к понимаю полоролевого развития, к понимаю источника мужского превосходства.
Однако данные теории тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
Оригинал статьи: Тривиум: семья, увлечения, карьера
Отзывы и комментарии